Ровно сто лет назад в Тифлис приехал человек, который попытался изменить ход мировой истории.Звали его Вернер фон Шуленбург. А его самой большой мечтой было не допустить трагедию, произошедшую 22 июня 1941 года...
Он родился в 1875 году в довольно знатной, но небогатой семье, первое упоминание о представителях которой встречается в документах 12 века.
Карьеру дипломата фон Шуленбург начал в 1906 году с назначения вице-консулом в Барселону. В 1911 году он первый раз приехал в Тифлис, причем уже в ранге консула. Но тогда его пребыванию в городе, который он сразу полюбил, помешала Первая мировая. Дипломат уехал из Грузии, но не забывал об этой стране уже никогда.Все дело было в знакомстве, состоявшемся в доме князя Георгия Андроникашвили. Грузинский приятель Шуленбурга познакомил его со своей родственницей - Варварой, или Бабулей, как ее называли, Андроникашвили. Княжна славилась своей красотой и умом. И граф влюбился.
Почти семь лет он пытался добиться встречи с Бабулей. И это, в конце концов, случилось - в 1918 году фон Шуленбург вернулся в Грузию.
Немецкие солдаты в Тифлисе в 1918 году на проспекте Руставели (справа- собор Александра Невского, на месте которого сегодня располагается здание Парламента)
Всего за несколько месяцев пребывания в теперь уже независимой Грузии он успел сделать многое. Принял самое активное участие в составлении договора о выходе Грузии из состава России. А 28 мая 1918 года – всего два дня спустя после объявления о суверенитете страны - он стал одним из организаторов конференции, прошедшей в Батуми, на которой главными темами были независимость Грузии, создание национальной армии и поддержка молодой республики Германией.
За столь активную деятельность Вернер фон Шуленбург был назначен официальным представителем Германии в Грузии. И – уже от имени новорожденной Грузинской Демократической Республики - награжден орденом царицы Тамары.
Официальный представитель Германии, кавалер ордена царицы Тамары (на кителе под железным крестом) граф фон Шуленбург
Фон Шуленбург показал себя искусным дипломатом. Вот только старался он не только ради карьеры. И хотел произвести впечатление не только на Берлин. В Тифлисе Вернер едва не женился. В один из дней княжна Варвара Андроникашвили услышала от него предложение руки и сердца. Вот только принять его она не согласилась.
Эту историю мне рассказал Теймураз Андроникашвили, сын князя Георгия. Того самого тифлисского друга фон Шуленбурга, на глазах которого и протекал роман немецкого графа и грузинской княжны. «Мой отец, Георгий Андроникашвили, был очень интересным человеком. Он учился в Карлсруэ, в двадцать первом году уехал в Константинополь, но через три года вернулся. Был заведующим кафедрой иностранных языков в сельскохозяйственном институте и одновременно - главным инженером Грузэнерго.
Князь Георгий Андроникашвили
С Вернером фон Шуленбургом отец дружил. Шуленбург в годы независимости Грузии представлял в Тифлисе Германию. И очень хотел жениться здесь на Бабуле Андрониковой, так что мы могли с ним и породниться. Но, видимо, что-то не сложилось.С приходом к власти фашистов знакомство с немецким дипломатом стало опасным. Я помню, как у нас дома жгли фотографии, на которых отец был изображен вместе с Шуленбургом».
Когда в 1918 году Германия капитулировала, фон Шуленбург до последнего не хотел уезжать из Тифлиса. Лишь услышав отказ Варвары, он понял, что больше его здесь ничего не держит. Правда, просто уехать из Грузии уже было невозможно - почти полгода пришлось провести в лагере, куда его отправили пришедшие на смену немцам англичане.
Судьба дипломата круто изменилась в 1934 году, когда он получил назначение послом Германии в СССР. Кстати, тогда же состоялась последняя встреча Андроникашвили и фон Шуленбурга.
Георгий приехал из Тифлиса в Москву и остановился в гостинице «Метрополь». Каково же было его удивление, когда в холле он случайно столкнулся со своим тифлисским другом. Правда, поговорить им не удалось. Немецкий посол понимал, что для Георгия общение с ним не пройдет бесследно. А потому дал понять, что приближаться к нему небезопасно. В итоге друзья обменялись лишь взглядами и расстались теперь уже навсегда.
Фон Шуленбург был большим почитателем канцлера Бисмарка и исповедовал его идеи о том, что Германия никогда не должна воевать в Россией. Он был одним из составителей «Пакта о ненападении», подписанным Молотовым и Риббентропом. Дипломат был уверен, что нападение на Россию погубит Германию. А потому, узнав о планах Гитлера, попытался им помешать.
Пришло время представить еще одного участника этой истории - земляка Георгия и Бабули Андроникашвили - Владимира Деканозова.Вообще, фамилия тифлисца звучала как Деканозишвили, но он сократил ее на русский манер и стал просто Деканозовым. Именно этот человек был назначен послом СССР в Германии.
Гитлер выказывал Деканозову самое сердечное отношение. Так, в своих донесениях в Москву Деканозов писал: «Во дворе Имперской канцелярии был выстроен почетный караул, встретивший мой приезд барабанным боем. Гитлер спросил, прибыл ли я с семьей. Я ответил, что скоро ожидаю ее приезда... Затем он спросил, происхожу ли я из той местности, где родился Сталин, знаком ли я со Сталиным издавна по совместной революционной работе. Я ответил, что мои родители происходят из той же местности Грузии, где родился Сталин, сам я родился в Баку, совместную революционную работу в Грузии со Сталиным не вел, сказав, что мне 42 года, а т. Сталину около 61 года. Гитлер сказал, что я самый молодой посол в Берлине. В былые времена раньше 65 лет никто не становился послом, теперь все изменилось...»
Владимир Деканозов (Деканозишвили)
С этим «самым молодым послом» и пытался встретиться Вернер фон Шуленбург. Когда Деканозов приезжал в Москву на доклад министру Молотову, Шуленбург пригласил его на завтрак. И нарушая всевозможные правила и рискуя не только карьерой, открыто заявил о том, что Гитлер намерен напасть на Советский Союз 22 июня 1941 года.
Но ни Деканозов, ни Сталин подобную откровенность не оценили, решив, что таким образом Гитлер просто пытается дезинформировать советское руководство. Тем более, что на тот момент Сталину уже не раз поступали шифровки о планах Гитлера и число 22 июня он знал.
Знал ли Гитлер о настроениях фон Шуленбруга - неизвестно. Но на одном из приемов, состоявшихся в мае 1941 года, он, как бы случайно, обратился к послу: «И еще одно, Шуленбург, войну с Россией я вести не намерен». Выходит, фюрер действительно пытался через своего посланника дезинформировать Сталина. Только совсем об обратном.Мудрый дипломат все понимал и именно в мае, за месяц до начала войны, попытался проинформировать советское руководство. Что, как известно, ни к чему не привело. Катастрофа была неминуема.
21 июня 1941 года Деканозов получил шифровку из Москвы с требованием встретиться с главой немецкого МИД Риббентропом и выразить протест из-за возросшего числа полетов немецкой авиации над территорией СССР. Министр советского посла не принял. Чему тот не придал никакого значения. И, по свидетельству первого советника посольства СССР в Германии В. Бережкова, отпустил всех служащих посольства на воскресный пикник.
Ну а дальше произошло то, что произошло. Ровно в 4 утра посол Германии попросил аудиенции у советского наркома иностранных дел. Молотов принял его только полтора часа спустя. И услышал то, о чем руководству СССР говорили уже несколько месяцев. Только теперь информация, которая могла спасти миллионы жизней, звучала лишь как констатация факта.
Вскоре на границе с Турцией состоялся обмен - посол Деканозов и сотрудники посольства вернулись в СССР, а фон Шуленбург с коллегами смогли уехать в Берлин.
В дальнейшем судьба участников этой истории сложилась по-разному.Вернер фон Шуленбург принял участие в заговоре против Гитлера, состоявшемся в июле 1944 года. Согласно плану «Валькирия», после устранения фюрера, Шуленбург должен был возглавить внешнеполитическое ведомство новой Германии. Но заговор не удался и все его участники были арестованы и казнены.
Вернера вон Шулебнурга повесили в Берлине в ноябре 1944 года.
Владимир Деканозов какое-то время продолжил службу в МИД СССР и даже встречался в 1942 году в Стокгольме с представителем Гитлера по вопросу сепаратного мира. Об этом в своих мемуарах написал В. Бережков.
«Звездный час» пробил для Деканозова после смерти Сталина и возвышения Берии, преданным слугой которого он всегда являлся. В 1953 году Деканозов получил назначение министром госбезопасности Грузии. Но уже летом был арестован и в декабре расстрелян.
Варвара Андроникашвили вышла замуж за Георгия Пурцеладзе, их сын Котэ в первые же дни после начала войны ушел на фронт. И погиб в 1942 году во время сражения под Керчью.
А Георгий Андроникашвили в 1937 году был арестован по обвинению в том, что продал план электростанции немцам. Через год выяснилось, что под документом стоит подпись Берии и его освободили. Но поиздеваться успели, в тюрьме мужчину пытали самыми изощренными способами.
Георгий Андроникашвили вернулся из тюрьмы больным человеком. Его не стало в 1960 году....
Комментариев нет:
Отправить комментарий