четверг, 28 июля 2011 г.

Убийца императора


Не отпускает меня тема «Неизвестной» Крамского, ее прототипа и влюбленнного в нее императора Александра Первого.
Расскажу по порядку. 

На днях повстречался с прапрапра- (и так тринадцать раз) внучкой фрейлины Государя Александра Первого Варвары Туркестановой Нино Туркестанишвили.

Она рассказала, что в их доме всегда висела репродукция «Неизвестной». Правда, в годы, когда иметь в роду фрейлину императора было небезопасно, детям говорили, что Крамской изобразил «княжну Т». Нино призналась, что долгие считала, что на самом деле прототип полотна Крамского - княжна Тараканова, самая знаменитая самозванка 18 столетия.
Кстати, еще один намек на то, что Крамской писал «по мотивам», а приглашенная модель лишь помогла создать навеяннный легендами прошлого образ.

Нино Туркестанишвили с книгой "Судьба красоты. Истории грузинских жен", на обложке которой изображена ее родственница - фрейлина Варвара Туркестанова


Можно долго спорить о том, кто же на самом деле был прототипом «Неизвестной». Но у меня лично, когда я просматривал фотографии, сделанные дома у Нино Туркестанишвили, последние сомнения в том, какая именно «княжна Т.» изображена на картине Крамского, отпали...

А теперь об отношениях Александра Первого с грузинами. Случай властелина России характеризует поговорка «от любви до ненависти – один шаг». Так было, как мы знаем, с фрейлиной Туркестановой. Так было и с другим грузином, благодаря которому Александр, собственно, и взошел на трон.
Речь идет о генерале Владимире Иашвили (тогда он был известен, как Яшвиль).

Владимир Михайлович Иашвили

Как известно, судьба нового императора решилась в мартовскую ночь 1801 года, когда в Михайловском замке Петербурга был убит его отец, государь Павел Первый. Когда о смерти Павла стало известно Семье - а это произошло едва ли не через несколько секунд, благо дети и государыня находились этажом ниже спальни Павла – теперь уже вдовствующая императрица Мария Федоровна на коленях принялась просить сына отдать трон ей.
Но Александр Павлович видел себя Александром Первым. И он им стал.
Одним из главных действующих лиц во время убийства Павла Первого был генерал-майор Владимир Иашвили. Именно он вместе с Николаем Зубовым и еще несколькими офицерами находился в спальне императора.
Правда, убийство совершалось ими не ради того, чтобы освободить трон для Александра. Участникам заговора хотелось избавить Россию от самодура-царя. Благо, что наледник обещал реформы.
До 1905 года все обстоятельства смерти Павла Первого являлись строжайшей государственной тайной. Официальной причиной смерти императора считался «апоплексический удар». Правда, дворцовые острословы были более разговорчивы и признавались, что да, удар был, но «в висок» и « золотой табакеркой». Кстати, удар этой самой табакеркой, по воспоминаниям современников, нанес именно Иашвили.

Сцена убийства Павла Первого в Михайловском замке

Перед этим заговорщики попытались заставить Павла подписать указ об отречении от престола, на что император, в конце концов, был готов пойти. Но собравшихся отрезвил Владимир Иашвили: «Сегодня он подпишет все, что вы захотите. А завтра наши головы будут на эшафоте».
Все это позволяло грузину, получившему после убийства звание генерала, написать Александру весьма вольное письмо. Которое впервые было опубликованно лишь сто шесть лет спустя, в 1909 году в журнале «Русская старина». Послание грузинского князя свидетельствует о том, что Александр Первый знал о заговоре против отца.

Император Александр Первый

Среди прочего, грузинский князь писал: «Бог правды знает, что наши руки обагрились не из корысти: пусть жертва будет не бесполезна... Поймите Ваше великое призвание, будьте на престоле, если возможно, честным человеком и русским гражданином. Поймите, что для отчаяния есть всегда средства и не доводите отечество до гибели.
Человек, который жертвует жизнью для России, вправе сказать Вам это; я теперь более велик, чем Вы, потому что ничего не желаю, и, если бы даже нужно было для спасения Вашей славы, которая так для меня дорога только потому, что она слава России, я готов был бы умереть на плахе...»
Конечно же, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. В 1803 году Иашвили был выслан из Петербурга под надзор полиции в свое имение Муромцево в Калужской губернии.
После начала войны с Наполеоном генерал попросил зачислить его в ополчение. Историк Михэил Горгидзе установил, что генерал Иашвили сформировал специальный отряд по личному указанию главнокомандующего Кутузова. Однако после того, как об участии опального грузина в боевых действиях стало известно Александру Первому, государь отдал приказ немедленно вернуть Иашвили в ссылку. А Кутузову был объявлен выговор.
Приказ императора был исполнен. Генерал Владимир Иашвили вернулся в Муромцево Калужской губернии, где и скончался в 1815 году в возрасте 49 лет.
Княжна Варвара Туркестанова пережила своего земляка на четыре года. На ее уход из жизни император тоже поначалу не отреагировал никак.
Час расплаты за предательство любви и дружбы наступил лишь в 1825 году, когда Александр принял решение удалиться от мира и посвятить остаток жизни молитвам. И сами похороны государя, якобы неожиданно почившего в Таганроге, были мистификацией.
Если верить Толстому и обнаружившим в 1917 году пустую гробницу Александра Первого в Петропавловском соборе историкам.
Но здесь уже начинаются загадки России. Которые столь тесно переплелись с загадками Грузии мартовской ночью 1801 года...




Комментариев нет:

Отправить комментарий