105 лет, летом 1906 года, назад Иосиф Сталин, а тогда еще просто Сосо Джугашвили, совершил самый, наверное, неожиданный поступок в своей жизни. Он венчался с Екатериной Сванидзе.
Это произошло в ночь на 16 июля 1906 году в монастыре Святого Давида, расположенном в Тифлисе на горе Мтацминда. 19-летняя дочь тифлисского крестьянина стала законной женой 26-летнего сына сапожника из Гори.
монастырь Святого Давида в Тифлисе, 1906 г.
Это был короткий, но, судя по всему, счастливый брак. Потому что был по любви. С будущим мужем Екатерину познакомил ее брат Александр, который, как и Иосиф, был увлечен религией - оба учились в духовной семинарии – и... политикой.
Первым делом влюбленный Иосиф счел необходимым познакомить избранницу с матерью. Кеке невеста сына понравилась и благословение на брак было получено. Тогда подобные вещи еще были важны для будущего советского диктатора.
Удивительное дело - о Сталине и его личной жизни написаны десятки книг. Но при этом о его первой женщине неизвестно почти ничего. Мне довелось повстречаться с потомками тех, кто лично знал и самого Иосифа, и его Като. В начале прошлого века именно так называли будущего властелина одной шестой суши и его самую большую любовь. Из их рассказов и воспоминаний я и попытаюсь воссоздать историю жизни и смерти Екатерины Сванидзе.
Екатерина Сванидзе
Она была необычной женщиной. Уже потому, что ради нее бывший семинарист Джугашвили отправился под венец.
Иосиф тогда только-только вступил в партию большевиков и был вовсе не чужд радостям семейной жизни. На тот момент он уже находился на нелегальном положении. А посему венчание проходило тайно и ночью. Единственным священником, который согласился исполнить обряд, стал однокурсник Сосо по духовной семинарии. Венчаться молодому большевику пришлось под чужой фамилией. По паспорту он значился как Галиашвили. Череда псевдонимов начиналась...
Пройдет всего четыре месяца и Екатерина Сванидзе в полной мере сумеет ощутить, что значит быть женой революционера. 13 ноября в ее квартиру на Фрейлинской улице явится полиция, которая разыскивала Иосифа. Тот находился в это время в Баку. Поэтому жандармы – не уходить же с пустыми руками - арестовали Като.
Формальным поводом для задержания стало то, что Сванидзе предъявила полиции свой девичий паспорт, хотя ее замужество уже ни для кого не было секретом.
Накануне нового, ставшего последним в ее жизни, года Сванидзе освободили. Ходатайство об этом написали ее родственники. Женщина находилась на пятом месяце беременности и тифлисская полиция, возможно, просто пожалела несчастную жену Иосифа Джугашвили. Который, надо отдать ему должное, тоже подписал ходатайство. Правда, фигурировал в нем как двоюродный брат арестованной.
18 марта 1907 года у Екатерины и Иосифа родился сын Яков. А уже через три месяца родителям пришлось бежать из Тифлиса. Причиной побега стал налет на почтовую карету, который молодой отец организовал на Эриванской площади Тифлиса. В результате нападения было похищено 250 тысяч рублей - громадная по тем временам сумма.
Впрочем, потом окажется, что истинным организатором знаменитого ограбления стала царская полиция. Все похищенные денежные купюры были помечены и при попытке их обмена за границей удалось арестовать многих разыскиваемых революционеров.
Задержания избежал лишь Сосо, который в тот момент снова скрывался в Баку. Впоследствии подобное везение даст основание для разговоров о том, что он являлся тайным сотрудником полиции.
Но такие разговоры возникнут потом. А пока у супругов протекала обычная, если не брать в расчет необходимость скрываться, жизнь. Екатерина обижалась на свекровь, которую называла «сарухой». Причина была знакома для любой омлодой семьи: Кеке отказалась присмотреть за Яковом, пока невестка и сын находились в Баку.
Пришлось Като обратиться за помощью к родственникам, чей дом впоследствии станет для Якова родным. Единственное, чем могла Екатерина помочь сыну - это деньгами, которые передавала своим родным. Женщина была популярной в Тифлисе портнихой, у которой одевалась жена самого начальника полиции.
Кеке Геладзе, мать Сосо
Может, поэтому в итоге и не сложились отношения Кеке и Като? Мать Сталина была лишь простой прачкой. А жена сына обшивала всю городскую знать. Кто знает, не женское ли соперничество рассорило двух главных женщин Иосифа?
Во время пребывания в Баку Екатерина Сванидзе заболела скоротечной чехоткой. Муж привез ее обратно в Тифлис и снова вернулся в Баку. В столицу Грузии он приехал лишь за день до смерти жены, 21 ноября 1907 года. На следующий день Сванидзе не стало.
Только в сообщение о смерти Екатерины, опубликованном в тифисской газете «Цкаро», имя Иосифа Джугашвили фигурировало в качестве мужа скончавшейся...
Брак Сосо и Като, как молодых называли друзья, продолжался чуть больше года. По свидетельствам современников, Иосиф по-настоящему любил Екатерину. Возможно за то, что она с первого дня правильно стала вести себя - смотрела на мужа снизу вверх, не подвергая его слова ни малейшему сомнению и даже не смея подумать, что ее Сосо, вынужденный то и дело скрываться от полиции и оставлять молодую жену в одиночестве, может быть в чем-то не прав.
Хотя, конечно же, находились и люди, которые говорили об обратном. Так, некий Петр Можнов, знавший хозяина бакинского пристанища Сосо и Като, вспоминал, что «Иосиф, возвращаясь домой пьяным, ругал жену последними словами и избивал ногами»...
На похоронах Екатерины Сванидзе, состоявшихся на Кукийском кладбище Тифлиса, Иосиф Джугашвили сказал другу: «Это существо смягчало мое каменное сердце; она умерла и вместе с ней умерли мои последние теплые чувства к людям».
Когда гроб с телом Екатерины опустили в землю, Иосиф бросился в могилу. Присутствовавшему на похоронах одному из друзей Джугашвили, Геронтию Кикодзе пришлось спусться в могилу и почти силой вытащить оттуда безутешного товарища. Иосиф не забудет этого. Спустя годы, этот поступок убережет Геронития Кикодзе от ареста и спасет ему жизнь. Но это уже совсем другая история.
Кстати, дочь Геронтия Кикодзе Манана рассказывала мне, что в семье потом в шутку ругали мужчину - зачем он достал Сталина из могилы? Ведь была же прекрасная возможность избавиться от него уже тогда...
Через год после смерти любимой женщины Иосиф Джугашивли взял себе псевдоним, по которому и вошел в историю, по сей день заставляя говорить не только о себе, но и о членах своей семьи. Сосо Джугашвили стал Иосифом Сталиным.
Существует много предположений о том, почему Джугашвили выбрал именно этот псевдоним. Лично мне близка версия, связанная со смертью Екатерины Сванидзе. «Каменное сердце» Иосифа теперь билось в стальном человеке. Который думал уже только о власти.
Сын Яков так и остался на попечении родственников жены. Его судьба сложилась довольно трагично. Яков был нелюбимым ребенком. Может, потому, что напоминал о Екатерине? А может, потому, что любимых детей у Сталина просто и не могло быть.
До 1921 года Яков воспитывался в Тифлисе у тетки, Александры Сванидзе. Мне рассказывали, как он перелезал через забор дачи, расположенной в Коджори, и играл с местными ребятами в волейбол.
Лишь когда мальчику исполнилось 14 лет, он приехал в Москву. В подарок отцу он вез банку варенья из грецких орехов, которые передала бабушка Кеке. Но по дороге не выдержал и все съел.
Он очень переживал, что отец расстроится из-за этого. Но Сталин, кажется, даже не заметил, что в доме появился еще один ребенок.
Яков Джугашвили
Яков закончил военную артиллерийскую академию аккурат накануне войны.
22 июня 1941 года Сталин сказал ему: «Иди и сражайся». И он пошел. Но уже в июле, всего через месяц после начала войны, старший лейтенат Яков Джугашвили попал в плен.
Согласно приказу Верховного Главнокомандующего, все офицеры, сдавшиеся в немецкий плен объявлялись дезертирами, нарушившими воинскую присягу, а члены их семей подлежали аресту. Семья сына советского вождя не стала исключением.
Правда, если буквально следовать закону, отправить за решетку полагалось и самого Верховного Главнокомандующего, который приходился отцом пленного офицера. Вот именно тогда и родилась печально знаменитая фраза Сталина о том, что «сын за отца не отвечает». В виду имелось, конечно же, совсем другое - «отец за сына».
Другая легендарная фраза Сталина звучала так: «Я солдат на фельдмаршалов не меняю». Она была адресована председателю шведского Красного креста, который предлагал обменять Якова на фельдмаршала Паулюса.
Сын Сталина Яков с дочерью Галиной
Как только было получено известие, что Яков находится в плену, его жена Юлия была арестована, а маленькая дочь Галина отправлена в детский дом. Освободили женщину лишь в 1943 году, когда Сталину доложили, что сын погиб в концлагере при попытке совершить побег, а его поведение было в высшей степени патриотичным: Яков отказался не только сотрудничать с фашистами, но и просто разговаривать с ними. На одном из допросов сын Сталина заявил, что жалеет только об одном - что не успел покончить с собой, попав в окружение.
Все эти подробности стали известны лишь в 1968 году, когда было открыто «Дело Е-176», засекреченное по личному указанию Черчилля и Трумана. В 1977 году, накануне своего 70-летия, Яков Джугашвили был посмертно награжден Орденом Отечественной войны Первой степени.
Брат Екатерины Сванидзе Александр, тот самый, благодаря которому и состоялась встреча Иосифа с первой женой, стал пламенным революционером. Был министром финансов Советской Грузии, несколько лет проработал в Женеве, вернувшись из которой возглавил Внешторгбанк в Москве. Он и его жена были одними из самых доверенных людей в доме Сталина.
В 1937 году Сванидзе был арестован и вскоре расстрелян. Его жена, получив известие о смерти мужа, умерла от разрыва сердца.
Все связи с прошлым были разорваны. Фамилию Сванидзе в доме Сталина никто не решался даже упоминать. Имя Екатерины стало звучать из уст Сталина лишь в последние годы жизни, когда он полюбил вспоминать о юности, Грузии и своей первой любви...